г. Истра, ул. 9 Гвардейской дивизии, д. 42
тел: 8-498-72-96-999, 8-926-614-32-66

CPPISTRA@yandex.ru

Служба психологической помощи центра ТРиГО

 

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ГРЫЗЕТ НОГТИ???

 «Мой ребенок грызет ногти» - эта фраза сегодня актуальна как никогда. Следует отметить, что привычка это отнюдь не безобидная, как считают многие родители, уповая на то, что с годами все само собой пройдет. Помимо того, что это не эстетично, эта привычка еще и вредна для здоровья. К сожалению, от подобной некрасивой привычки страдают не только дети, но и взрослые. В последнем случае - это просто недопустимо ни с эстетической, ни с этической стороны. Неприятный обгрызанный вид ногтей не добавит привлекательности никому. Если человек, забыв, что он находится в обществе других людей, начинает грызть ногти, у него наверняка будут проблемы в области социализации.  Большая часть взрослых людей, которые имеют эту неприятную привычку, в детстве делали то же самое. Поэтому, своевременно отучив ребенка от этой некрасивой привычки, вы окажите ему неоценимую услугу.

Почему нельзя обкусывать ногти?
Привычка грызть ногти чревата двумя отрицательными последствиями.

- в процессе обкусывания происходит повреждение кожи вокруг ногтя, что открывает легкий доступ различным инфекциям. В появляющиеся ранки попадают микроорганизмы, вследствие чего развивается воспаление и нагноение кожных покровов.

-  ребенок обкусывает ногти и кутикулу по привычке, особо не беспокоясь об их частоте в этот момент. Поэтому в данном случае у детей с такой привычкой высока вероятность появления желудочно-кишечных инфекций.
Среди детей трех-шести лет данная привычка распространена меньше, чем среди семи-десятилетних деток. В подростковом периоде таких детей около сорока пяти процентов. Следует отметить, что десятилетние девочки, осознавая всю не эстетичность подобной привычки, пытаются контролировать себя, чтобы от нее избавиться, тогда как мальчики не особенно волнуются относительно того, как они выглядят в глазах окружающих.

Почему дети грызут ногти?
Привычка грызть ногти является попыткой ребенка снять напряженность и психологический дискомфорт посредством какого-то незначительного поступка. Часто родители считают, что если дитя грызет ногти – значит это нервное. Отчасти это так, легковозбудимые дети очень рано начинают обкусывать ногти, и в дальнейшем от этой привычки им очень трудно избавиться. Но не только нервозность может стать причиной появления такой привычки. К частым причинам можно отнести также стресс. Замечено, что именно тогда, когда дети становятся школьниками и начинают испытывать на себе сильные умственные, психологические и физические нагрузки, количество детей, которые грызут ногти, существенно возрастает.
  Данная привычка может выступать в качестве замены одной привычки на другую, в частности сосание большого пальца.
  Очень часто дети берут пример с взрослых. Установлено, что если в семье ребенка взрослые имеют эту некрасивую привычку, либо кто-то из его окружения, то вероятность того, что он возьмет такой пример на вооружение возрастает в разы.
  Недостаточный уход за ребенком также может спровоцировать появления такой привычки у малыша. В случае если родители не своевременно обрезают ребенку ногти и не обращают внимание на состояние кутикулы, то он самостоятельно делает попытки устранить раздражители, которые ему мешают.
  Привычка обгрызать ногти может являться для ребенка некой возможностью для выхода агрессии. Своим поведением он злит родителей, даже если иногда при этом он доставляет себе боль. Поэтому часто сам поступок можно расценивать как проявление враждебности.
   Бывает и так, что ребенок от процесса обгрызания ногтей испытывает физическое удовольствие. Очень может быть, что такое удовольствие является некой заменой каких-либо приятных для него действий, которые ему не доступны. Чтобы устранить такую привычку, необходимо ненавязчиво предложить ему более интересное занятие, которое его бы удовлетворило.
  Привычка грызть ногти очень легко возникает, но от нее очень трудно отделаться. В данном случае не рекомендуется применять угрозы, наказания, упреки, замечания, поощрения к ребенку в надежде на то, что он перестанет это делать. Необходимо вначале выявить источник, причину, которая спровоцировала появление этой привычки. Она скрывается в чувствах малыша. Это некий выход задавленной агрессивности, одновременно доставляющий удовольствие.

Что делать?
Отучить ребенка грызть ногти очень сложно, но здесь главное не переусердствовать, действовать следует правильно, спокойно, не торопясь, в полной уверенности в положительном исходе. Обычно родители воспринимают дурную привычку ребенка как трагедию и начинают демонстрировать к нему такое же отношение, пуская в ход все что угодно (угрозы, ругань, наказания, упреки), лишь бы он перестал грызть ногти. Отказ от такой методики воздействия на детей само по себе будет эффективным методом предотвращения или устранения привычки. Поэтому если у малыша появилась такая привычка не нужно заострять его внимание на ней, отчитывать или дразнить его, поскольку все происходит с точностью до наоборот. Вместо того чтобы привычка «ушла», она закрепляется. Привычку грызть ногти можно сравнить с неосознанным подёргиванием ногой, постукиванием пальцами по столу или приглаживанием волос на голове - все это наши конечности делают как бы сами по себе. Неосознаваемые действия вообще не могут контролироваться. Поэтому все поощрения и наказания в данном случае результата не дают. Более того, чрезмерная обеспокоенность и реакция родителей на это создает еще большее напряжение, которое выливается в очередной стресс для ребенка, в результате чего грызть ногти он начинает чаще и больше. Кроме того, видя то, что родителей его привычка выводит из себя, раздражает, он начинает использовать ее в виде протеста или мести всякий раз, когда ему что-то не нравится.
   Отличным методом устранения данной привычки является обучение ребенка основам снятия напряжения (крепко сжимать и разжимать кулачки; глубоко вдыхать и пытаться услышать свое дыхание; любимая игрушка в руках и т.п.). Некоторые родители по старинке мажут своим детишкам пальчики горчицей или чем-то неприятным, надеясь на устранение этой некрасивой привычки. Но  способ этот малоэффективный. Намного результативнее будут действия, когда родители, в целях устранения данной привычки, стараются найти ребенку иной способ снятия напряженности, предлагая более интересное занятие, в котором задействованы руки. Конечно, получаться это будет не всегда. Поэтому важно постараться устранить из жизни малыша причины напряженности его угнетающие, что сделает его жизнь более веселой. Бывает и так, что в последние дни родители сами пребывали в состоянии повышенной нервозности, слишком сурово относились к малышу или наказали его за что-то слишком строго, может были чрезмерно требовательны.  В течение дня могло произойти огромное количество событий, которые взволновали малыша, стали причиной его раздражения, а дать выход этому самому раздражению у него не было возможности. Именно в такие моменты важно устранять это напряжение у ребенка, позволяя ему иногда свободно выражать свой гнев и свою враждебность. То есть переживать по поводу каждой такой вспышки гнева не нужно, ведь даже взрослым иногда необходимо отвести душу. Если возможности свободно выражать свои чувства ребенка лишить, они будут накапливаться, переполняя его. Важно приучать его к социально приемлемым формам выражения враждебности независимо от ситуации.



 

Готовимся к школе...

 Подготовка к школе ребенка - это, как говорится, полдела. Вторая половина - это подготовка самих родителей. Кроме шуток: когда в одном детском саду задали вопрос, какая проблема волнует пап и мам при подготовке их детей к школе, родители ответили, что самыми неподготовленными чувствуют себя они сами…

  В этом нет ничего удивительного: ведь раньше они были родителями грудничка, потом родителями дошкольника, а теперь становятся родителями школьника. Это тоже важный этап, требующий подготовки!

 Прежде всего, уважаемые мамы и папы, запомните главное отличие школы от детского сада: как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует прежде всего развить у ребенка умение заниматься - в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. А для этого не лишайте ребенка самостоятельности. Не навязывайте ему постоянно свое общество. Даже если вы идете в тот же магазин, не тащите дитя с собой насильно (и не оставляйте насильно дома, если он вам не так уж и помешает). Спросите: "Пойдешь со мной?" Разумеется, тут же договорившись, что ребенок не будет в магазине ничего клянчить сверх меры - если ваш малыш способен договариваться на такие темы.

 Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею пользоваться. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. Разумеется, все хорошо в меру. И вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного на весь день; но стоит научить его при необходимости оставаться одному на какое-то время дома - при этом чтобы он умел соблюдать основные принципы безопасности.        Потом, готовясь стать родителями школьника, подумайте и о до сих пор сохранившемся диспуте: кто должен воспитывать ребенка - семья или школа? Вообще "правильный ответ" на этот вопрос логически можно сформулировать так: в воспитании участвуют одновременно и семья и школа, и вся прочая окружающая жизнь. Поэтому как минимум половина дальнейшего воспитания остается на вас, в семье (а как же, собственно, иначе?) Как минимум, "за вами" - задача развить у ребенка умение общаться в коллективе (хотя бы в семье), его психологическая и эмоциональная устойчивость, готовность к трудностям, умение за себя постоять (причем адекватно, а не с помощью упреждающей агрессии). В частности, "бунтарский дух", так умиляющий многих родителей, в школе не пройдет: ребенка будут постоянно "ставить на место". Учителя - в административном порядке, а дети - с помощью обструкции, и в результате ребенок получит стойкое отвращение к школе, к учебе , к коллективу вообще, а то и к жизни в целом. Да, мы говорили о том, что в ребенке нужно формировать личность с помощью индивидуального подхода. Но пожалуй, в школе одно из основных умений - не теряя индивидуальности, суметь при этом вписаться в коллектив…

 Также очень важно сформировать у будущего ученика готовность к грубости, несправедливости и неправоте взрослого. В частности, ребенка стоит научить с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с другой стороны, в каких-то ситуациях не лезть на рожон, доказывая во что бы то ни стало свою правоту. И это вовсе не двуличность, не лицемерие, а то, что называется дипломатией: умение, оставаясь при своем мнении, скрывать свои истинные чувства. Умение, если хотите, искусно сыграть подчинение.

 И разумеется, не пугайте ребенка школой - мол, ты не умеешь сам есть, одеваться, рисовать, читать; учись, не то пойдешь в школу, тебе покажут! Cтрах - далеко не лучшая мотивация для ребенка в любом случае, а уж перед школьной жизнью - и подавно… Вообще ребенок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы жестким "потом узнаешь" или "в школе тебе расскажут". Кто их знает, о чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то информацию, сказав, что "а подробнее ты непременно узнаешь в школе" - это уже более действенная мотивация.

  Не волнуйтесь по тому поводу, что, мол, ребенок может не выдержать возросшей в школе нагрузки. На самом деле самая тяжелая нагрузка - это необходимость отсидеть в общем без движения 45 минут урока (и то практически во всех школах в первых классах сейчас уроки примерно по 30 минут, причем с "физкультурной минуткой" посреди урока, да и к поведению первоклашек хороший учитель относится не так строго, не заставляет их сидеть без движения…) Другая возможная проблема - возросшее количество обязанностей, более жесткий контроль знаний. Но если в школе это делается постепенно (и кстати, столь же постепенно увеличиваете требования к ребенку и вы дома, в семье) - то и эта проблема будет решена без особых травм для малыша.

  Есть и еще одна причина тайной боязни родителей того времени, когда их ребенок пойдет в школу: в общем-то, бессознательно этот момент воспринимается как еще одна ступенька… к старости родителей. Ведь когда ребенок рождается - независимо от возраста его родители называются "молодыми". Когда женщину спрашивают, сколько ей лет, а она отвечает, что ее ребенок только пошел в детский сад - тоже понятно, что она еще не старая, раз у нее отпрыск не очень большой. А когда мама (чаше это волнует мам, нежели пап) про себя понимает "Боже, у меня ребенок уже в школу ходит" - то неважно для ее бессознательного, в какой класс - в первый или в десятый, все равно иная мама тут же ощущает, что теперь уже и до внуков недалеко. И как бы жизнь ее практически закончена… Это ощущение тоже нередко отчуждает родителей от детей именно в процессе начала учебы - то есть тогда, когда ребенку больше всего нужна родительская поддержка.
 Таким мамам и папам можно посоветовать как минимум помнить, что ребенок идет только в ПЕРВЫЙ класс. И для него только все начинается - если хотите, можете называть себя четко родителями первоклассника.
Поздравляем Вас с новым интересным этапом вашей жизни! Желаем Вам гордости за своих детей, мудрости и терпения!

 

Герасимова О.И., педагог- психолог  

 



МАЛЫШ   РОДИЛСЯ.

 

Итак, ребенок появился на свет. Что ему нужно для того, чтобы успешно развиваться и овладевать всеми человеческими способностями? Он нуждается в том, чтобы взрослые ухаживали за ним – кормили, поили, переодевали. Но только этого мало. С самого рождения малышу просто необходимо, чтобы его любили, ласкали и разговаривали с ним!

Младенцу необходимо доброжелательное внимание взрослых. В первом полугодии жизни безразличие взрослого вызывает угнетение, огорчение, встревоженость малыша, его ответное поведение резко затормаживается. Если малыш с первых дней жизни не получает эмоционального внимания, то он растет ослабленным, часто болеет, отстает от сверстников в физическом, эмоциональном и познавательном развитии. Для нормального развития малыша очень важно, чтобы мама (или заменяющий ее взрослый) общался с ним: ласково разговаривал, улыбался, ласкал его, поглаживал. Во время кормления, купания или переодевания необходимо ласково говорит с ребенком, малышу важна интонация звука маминого голоса. Отсутствие такого общения ведет к замедлению или отставанию в развитии способностей к общению.

Непосредственное эмоциональное общение, которое складывается в первые месяцы жизни, выражается с помощью жестов и других эмоционально - выразительных средств. Нельзя пренебрегать такими средствами общения, его недоразвитие может привести к дефектам в общении в целом. О возникновении непосредственного эмоционального общения  можно говорит, когда у младенца появляется социальная (адресованная другому человеку) улыбка, когда он начинает издавать звуки и поддерживать длительный контакт глазами с другим человеком, начинает тянуться ручками и всем телом к общающемуся с ним взрослому.

Такое поведение появляется у ребенка в 8 – 12 недель. Смысл такого общения состоит в установлении и поддержании эмоционального контакта с другим человеком, его элементы – поддержание контакта глазами, обмен улыбками, гуление, оживленность голоса, выразительная мимика и двигательная активность, направленная к взрослому.

Такое общение можно назвать бессодержательным, или чистым общением, оно очень важно для развития вашего малыша!

Дети очень рано, уже на втором – третьем месяце жизни, могут различать в поведении взрослого запреты и разрешения. Каждое запрещение взрослого угнетает действие ребенка, а разрешение усиливает его. Особенно чувствителен малыш к интонации, причем даже в малейших ее нюансах. Поэтому ни в коем случае не стоит злоупотреблять повышением тона - ведь в противном случае спокойно сказанные слова просто перестанут действовать.

Эмоциональное общение помогает малышу поддерживать эмоциональный контакт с близкими взрослыми, создавая основу для развития дальнейших отношений и учит малыша вступать в эмоциональный контакт с другими людьми. Если материнское лицо отзывчиво ко всему, что делает малыш, он ощущает особую связь между собой и другим человеком, и сам начинает отзываться на улыбку и ласковые слова доступными ему средствами. Если же лицо матери не выражает никаких чувств, то малыш не чувствует эмоциональной связи с ней и начинает испытывать эмоциональное одиночество, которое подрывает его жизненные силы. Малыши в возрасте 5 – 6 месяцев очень любят слушать, когда с ним разговаривают, любят они и другие интересные звуки.

Освоив этот уровень общения, малыш приобретает способность к установлению и поддержанию эмоционального контакта с другими людьми.

С каждым месяцем ваш малыш становится более самостоятельным и любознательным (потянет за нос или ухо, обратит внимание на блестящие вещи и т.д.). Наступает пора убирать подальше все опасные вещи. Но все убрать невозможно. Опасности подстерегают везде, все убрать невозможно. Наступает период, когда желания малыша вступают в противоречие с вашим мнением. Другими словами пришло время ограничивать ребенка. Наступает первый конфликт между его «хочу» и вашими ограничениями.

Вместе с увеличением возможностей ребенка созревают и новые механизмы регуляции его поведения. В первую очередь это механизм непосредственного подчинения взрослому, помогающий останавливать малыша, когда он делает что–то опасное, и побуждать его сделать то, что мама или папа считают нужным в данной ситуации. Но для того, чтобы этот «механизм» успешно работал, малыш должен различать, кого надо слушать и в это же время усиливается эмоциональная привязанность к матери и появляется боязнь чужих.

Пока малыш не понимает человеческую речь его поведение полностью определяется непосредственными внешними и внутренними стимулами (чувство голода, яркий цвет, новый звук, улыбка мамы). Младенец не владеет еще своим поведением – им «владеют» и управляют внешние и внутренние стимулы. К числу таких стимулов относится мамин голос – в зависимости от интонации и эмоционального состояния он может успокоить малыша, вызвать бурную радость или расстраивать его и угнетать его активность.

Но уже к концу первого года добавляются первые звуки и отдельные узнаваемые слова. Ребенок начинает реагировать на свое имя, слова «дай» и «на». С каждым днем ребенок все больше понимает обращенную к нему речь и выполняет словесные просьбы взрослого. В это период жизни у малыша зарождается  механизм непосредственного подчинения взрослому.

Механизм непосредственного подчинения – это присущая маленькому ребенку готовность выполнять то, что ему говорит другой человек, готовность слушать взрослого и подчиняться его словам. Слушать – прекращать начатое действие по слову взрослого и по его же слову осуществлять действие, которого сам ребенок по своей охоте не совершил бы.

Подчинение малыша взрослому является непосредственным, а не сознательным, оно может вступать в конфликт с другими, также непосредственными побуждениями ребенка. Например, малыш взял чужую игрушку и не может от нее оторваться, как бы вы его не уговаривали. Одно непосредственное побуждение  (притяжение к игрушке) сталкивается с другим (с вашими словами), вследствие чего у малыша возникает мотивационный конфликт. Реакция малыша всегда одинакова – он напрягается и начинает плакать. В этом случае надо обязательно успокоить малыша и отвлечь его, переключить на что - то другое, но никак не усиливать давление на него, так как давление только усилит мотивационный конфликт, а средств выйти из такого конфликта у малыша нет.

Поэтому, если вы видите, что малыш очень сильно хочет сделать то, что ему запрещаете, или сильно не хочет делать того, к чему его побуждаете, лучше всего не давить на него эмоционально, а попробовать отвлечь.

Постоянное повышение голоса и применение наказаний приведет к тому, что ребенок начнет вас бояться, а это отрицательно скажется на его дальнейшем развитии и доброжелательных отношениях между вами.

Но ни в коем случае нельзя отказываться от своих требований к ребенку, как только малыш начинает плакать. Постоянно уступая ребенку, родитель невольно вступают на путь потакания ему и провоцирования его каприз. Они подкрепляют способ поведения , характерный для младенчества, когда плача малыш просил о помощи. Лучше всего отвлечь малыша, пока эмоциональная буря еще не разразилась.

В этот период жизни взрослые выступают для малыша гидами в большом мире, поэтому необходимо малышу научиться слушать их. Когда малыш начнет говорить, между словами взрослого и действиями ребенка вклинится слово самого ребенка, и механизм непосредственного подчинения взрослому постепенно уступить место речевой регуляции поведения. Механизм непосредственного подчинения взрослому помогает ввести в жизнь ребенка первые запреты и правила поведения. Ведь как только ребенок начинает передвигаться самостоятельно, его исследовательская активность нуждается в определенных ограничениях. Ограничивать действия ребенка можно запрещение нежелательных действий, отвлечением ребенка и убиранием из зоны досягаемости опасных предметов. Первые запреты регулируют поведение малыша, но пользоваться запретами нужно умеренно, их не должно быть много! Но они должны быть четкими и однозначными.


Шубина Н.Н. заведующая службой психологической помощи






Причины неуспеваемости в начальной школе или как не «отбить» у ребенка желание учиться…


Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, — мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.

                        Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?

Уровень усвоения  детьми школьных навыков зависит от обстановки в семье  и обучения в школе, а также от их индивидуальных особенностей характера ребенка.

К сожалению, далеко не всегда возможно уверенно отделить школьные трудности, обусловленные внешними обстоятельствами, от школьных трудностей, причинами которых являются некоторые индивидуальные особенности.

Причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности.

Условно их можно разделить на

- биологические,

- социальные,

- эмоциональные.

Биологические причины.

Одной из самых распространенных причин ранней неуспеваемости  является  поступление детей  в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости.  Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше "держать" в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст, которых на момент поступления в первый класс  меньше.  Если, вопреки рекомендациям специалистов, дети все-таки попадают в первый класс раньше, чем достигнут уровня школьной зрелости, они просто обречены на отставание. Как правило, подержав таких детей еще год дома, систематически занимаясь с ними, удается существенно снизить риск, а то и вовсе предотвратить их неуспеваемость в начальной школе.

Второй причиной школьной неуспеваемости в младших классах, является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети.  Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают и к третьему-четвертому уроку уже не способны ни на чем сосредоточиться, а, следовательно, вторая половина школьного дня проходит для них впустую.  Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий.

Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями зрения и слуха.

Третьей  биологической причиной неуспеваемости в начальной школе является  леворукость ребенка. У таких детей доминантное полушарие мозга не левое, как у большинства людей, а правое, и с этим связаны вполне определенные характеристики их личности. "Правополушарные" люди обладают особым "синтетическим" взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности.

Кроме того, существует еще и тот малоприятный (для левшей) факт, что мы, в отличие от арабов и японцев, пишем слева направо и, следовательно, ребенок-левша при письме левой рукой закрывает то, что уже написал. Эта особенность процесса, тоже не добавляет ему успешности.

Здесь единственный совет - терпение, терпение, терпение. Среди американских профессоров левшей в 20(!) раз больше, чем пишущих правой рукой. Так что у вашего ребенка все впереди. Терпите и помогайте терпеть ему. Главное - это не отбить охоту учиться. Поощряйте, вселяйте надежду. При благоприятно сложившихся обстоятельствах ребенок-левша после окончания начальной школы быстро и уверенно догоняет своих сверстников. А там недалеко и до американского профессора!

Четвертая  причина - неврологический диагноз. Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром или еще что-нибудь. Здесь все коррекционные и лечебные мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом, а ребенку по мере возможности внушают уверенность в том, что его проблемы решаемы, а отставание - преодолимо.

Социальные причины.

                        Одна из них - это педагогическая запущенность ребенка.

Вовсе не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях-алкоголиках или детях, выросших в наркоманских притонах. Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях. Часто родители, вследствие занятости уделяют  крайне мало внимания развитию своего ребёнка.

Вторая социальная причина - это плохое обучение в школе. Непрофессионализм педагога, его личные проблемы, проецирующиеся на детей. Конфликт между педагогом и родителями, опять же отражающийся на ребенке. Нездоровая атмосфера в классе, также замыкающаяся на педагоге (например, насаждаемое учителем фискальство).

Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения. Например, ребенка с очень средними способностями родители стремятся отдать в класс для одаренных детей или художественно одаренного левшу запихивают в престижную математическую школу.

Следующая социальная (и отчасти эмоциональная) причина плохой успеваемости (в начальной школе она встречается относительно редко, далее ее удельный вес резко возрастает) - это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные и  дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает - в результате страдает успеваемость.

И последняя, чисто эмоциональная, но довольно часто встречающаяся причина - личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. Иногда это просто несовпадение темпераментов.

Вечный вопрос: "Что делать?"

Для начала необходимо установить причину неуспеваемости. Для этого во всех случаях разумно посоветоваться со специалистом. Оптимальным вариантом здесь была бы "трехсторонняя" встреча - учитель, родители, школьный психолог и в зависимости от установленных причин, строится и дальнейшая стратегия и таких мероприятий, направленных на коррекцию неуспеваемости.

Возможные последствия неуспеваемости в начальной школе.

Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своих школьных лет теряет интерес и стимул к учению.

Зачем стараться, если все равно я "неспособный", "самый тупой"?  Все равно у меня ничего не выйдет!  Я и не хочу ничего знать и уметь!

Если родители упорно борются с этой установкой, то иногда ее удается преодолеть, несмотря на плохие отметки.

Ребенок пишет с чудовищными ошибками, но любит решать задачи и головоломки, охотно экспериментирует со словами, читает. И это прекрасно! Проблемы с русским языком, какими бы глубокими и тяжелыми они ни были, не исчерпывают школьного обучения в целом. Ведь впереди история, физика, химия. Кто знает, какой предмет в будущем может привлечь интерес ребенка!? Но до них еще надо дожить, сохранить интерес и позитивное отношение к школе и к учебе в целом.

Необходимо  избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка — это пятерка.  Показывайте  ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам. Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики.  Возможно, его призвание — гуманитарные науки.

                        Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать «бомжом», не работать дворником и т.п.  В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату — ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое. Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу.

Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике.  Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.

                         Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии.

Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно.

Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить «приятное»  или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку.

                        Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи). Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.

                         У школьника могут не складываются отношения с учителем. Можно расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.

Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?» Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока.

Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике. Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как и ребенок начнет так считать.  Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.

Психологическим последствием неуспеваемости в начальной школе может стать чрезмерно низкая самооценка ребенка и его неуверенность в себе.

Ребенок уже давно перерос свои ранние проблемы и вполне прилично учится, но по-прежнему боится контрольных, стесняется отстаивать собственные интересы, идет на поводу у других, более активных сверстников, вопреки очевидному, твердо уверен в своей личностной непривлекательности и малоценности.

Но если это все же произошло, то родителям необходимо обратиться к специалисту-психологу. Чаще всего в таких случаях применяется индивидуальная или (по показаниям) семейная консультация.

Как правило, при активном взаимодействии с семьей, специалисту удается довольно быстро повысить самооценку ребенка до вполне адекватных величин.


Мальцева Е.В. педагог-психолог


 

Детские страхи.

 

Дети боятся громких и резких звуков, особенно внезапных, боятся быть неожиданно разбуженными, боятся, если кто-нибудь неслышно подкрадывается сзади. В принципе, эти страхи легко объяснить врожденным инстинктом самосохранения. Но как быть с другими страхами?

 

Дети могут увидеть страшное в самом невинном предмете и испугаться чего угодно. Причем многие страхи кажутся ни с чем не связанными и ничем не объяснимыми. Дети перенимают страхи от нас, родителей. Если мама боится собак, очень велик шанс, что и ребенок будет их бояться. То же самое относится к страху перед грозой и многому другому.

 

Дети тревожных мам, готовых во всем вокруг видеть потенциальную опасность для своего малыша, вырастают сверхосторожными и боязливыми. А все потому, что на каждом шагу мама предупреждает их: "Осторожно! Машина! Внимание! Собака! Осторожно!..." И ребенок привыкает жить в тревоге, подсознательно ожидая какой-то опасности.

 

Маленькие дети "считывают" эмоции родителей и близких им людей с чувствительностью сейсмографа и "записывают" в свое подсознание, если эмоции достаточно сильные и повторяющиеся.

 

Детские страхи порождает чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без "защитного скафандра", и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи.

 

Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок, стремление везде "подстелить ему соломки", чтобы не ушибся (как в прямом, так и в переносном смысле), как раз и способствуют появлению страхов.

 

Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка "не ждали" и не были к нему готовы. Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в каком-то виртуальном мире, который сам себе нафантазировал.

 

Источником страхов может стать неблагополучная обстановка в семье, конфликты между родственниками на глазах у детей. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие. Или в неполной семье, где ребенка воспитывают мать и бабушка, которые до сих пор выясняют отношения друг с другом.

 

Если родители часто кричат на ребенка, он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность. Поскольку ребенку хотелось бы продолжать любить родителей, он "переносит" свой страх на других людей, предметы или ситуации. Страх способен переходить с одной ассоциации на другую и расширяться. Так, если ребенку, особенно совсем маленькому, делают болезненные уколы, то сначала он будет бояться шприца, потом - людей в белых халатах, а в конечном итоге - поликлиники.

 

Возникновение страхов у мальчика нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него "настоящего мужчину". При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле абсолютное отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой и становится "маленьким старичком", лишенным непосредственности, не показывающим своих эмоций. Эмоции у него подменяются логическими "взрослыми" рассуждениями.

 

Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушают ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка - истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к "совершенству". Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя. В результате ребенок постепенно утрачивает интерес к жизни. Часто комплексу "несовершенства" с его букетом подавленных страхов и постоянной боязнью не угодить сопутствует приобретенная бронхиальная астма. У детей со страхом "несоответствия" приступ бронхиальной астмы может произойти после получения плохой оценки, также как и после того, как кто-то назовет ребенка неумелым, или некрасивым, или несообразительным... Они задыхаются от собственного страха, они просто дышать боятся…

 

Неизжитые в детстве страхи тянутся из прошлого, как клейкие нити огромной паутины, все больше и больше опутывая нас, сковывая движения и препятствуя движению вперед, препятствуя адекватному восприятию мира.

 

Страхи нередко возникают у детей с повышенной тревожностью и чрезмерно развитым воображением. Эмоциональная чувствительность и впечатлительность делают таких детей уязвимыми. Они ощущают чужую боль как свою, они рыдают, увидев раздавленную букашку. Это прирожденные пацифисты и миротворцы, которым хотелось бы, чтобы всем было хорошо. И признание того, что так, увы, в реальной жизни не бывает, дается им очень тяжело.

 

Травмирующий личный опыт, ведущий к повышенной тревожности и способствующий появлению, развитию и усилению страхов, ребенок может получить в период внутриутробного развития или родов.

 

Токсикоз во время беременности, асфиксия приводят к тому, что новорожденный беспокойно спит, просыпаясь от самых тихих звуков и даже шорохов. Во сне он может непроизвольно подергиваться. Дети, появившиеся на свет в результате преждевременных, затяжных или патологических родов, после кесарева сечения, более нервные, психически уязвимые и подвержены страхам. Самая неблагоприятная ситуация складывается, если младенец сразу после родов попадает в больницу и находится отдельно от матери. Иногда это накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

 

В проблеме детских страхов важны три момента. Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо - значит пугать смертью!

 

Во-вторых, никогда нельзя стыдить ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью – жестокость! Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители.

 

В-третьих, ребенка никогда не оставляют одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок должен исследовать неизвестное только рядом со взрослым!

 

Полноценное умственное воспитание, полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим полноценная ориентированность - профилактика детских страхов.

 

 

 

От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью. Склонность к страху преодолевают добротой


Шубина Н.Н. заведующая службой психологической помощи


Компьютерная зависимость,

как проблема неправильного воспитания.

 

Сегодня в нашем обществе  существует острая проблема распространения и употребления наркотиков, алкоголя и других химических веществ, которые изменяют сознание человека и делают его поведение неуправляемым. Но беда не приходит одна – с появлением современных информационных технологий возникла и другая форма зависимости, не химическая, но от этого не менее затягивающая и не менее страшная, чем связанная с наркотиками, - болезненная, патологическая привязанность к компьютеру и игромания.

Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.

Ребенок, лишенный необходимых  условий для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности, нуждается в «отдушине». Неосознанно он начинает ее поиск и находит в курении, алкоголе, наркотиках, плохих компаниях в  компьютерных или азартных  играх.

Игровую зависимость, или игроманию, сегодня не напрасно сравнивают с наркотической. Эта беда, с которой очень непросто справиться. Подростки с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике.

Даже обычные, не ролевые компьютерные игрушки при злоупотреблении ими способны вызывать психологическую зависимость. «Самое опасное - это то, что компьютерные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям», - утверждает иеромонах Адриан (Пашин). По признанию одного из игроков, игравшего в массовую онлайновую ролевую игру в течение трех недель, он - цитирую: «деградировал во всех отношениях - какое-то отупение приходит, когда возвращаешься в реальный мир. Бывает, читал, что так привяжешься к своему вымышленному персонажу, что начинаешь ассоциировать себя с ним. Думаю, что у меня этого не было, но что-то подобное уже начало происходить». Почувствовав неладное, этот человек, по его же утверждению, перестал играть. Но многие не смогли найти в себе силы отказать себе в этом сомнительном удовольствии…

Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать очень тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.

В первую очередь следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык, что родители ругают его за компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она «скатывается в подсознательное». Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада. Расспросите его об играх, в которые он играет, чем именно они ему нравятся (кстати, это подсказка к вопросу, какие потребности ребенка подавлены). Попроситек, чтобы он научил вас играть в его любимую игру. Да, это может занять немало времени, но овчинка стоит выделки! Когда дети учат нас чему-то, их самооценка повышается. И потом, двое – это уже диалог (а с компьютером, даже если это групповая игра, человек всегда общается в режиме монолога).

Предложите ребенку деятельность, которая заинтересует его сильнее, чем компьютерный мир. При этом родители не должны превращаться в эдаких клоунов, предлагающих пресыщенному отпрыску все новые и новые утехи. Такой подход оставляет ребенка на прежнем уровне пользователя – потребителя чужого труда. А для того чтобы избавиться от зависимости, нужно перейти на созидательный, творческий уровень. Вальдорфские педагоги советуют начинать с посильной (но не слишком легкой) физической работы. Это может быть вскапывание грядок на даче, прополка или полив цветов, мелкие ремонтные работы и т. д. Крестьянский труд помогает, что называется, встать обеими ногами на землю, ощутить свои корни, почувствовать вкус жизни. Такая работа вызывает физическую усталость, но при этом наполняет человека духовной энергией.

Ищите интересные для ребенка сферы творческой реализации. Душевное состояние очень хорошо гармонизирует работа руками (полезен тактильный контакт с природными материалами: деревом, глиной, шерстью) – не зря в дореволюционные времена аристократы обучали своих детей изящному рукоделию.

Демонстрируйте пример. Если родитель сам, едва придя с работы, щелкает пультом от телевизора, вряд ли стоит ожидать, что ребенок внемлет нравоучениям и оторвется от монитора. Учитесь находить радость в мелочах: в чашке кофе, распустившихся фиалках, интересной книге – и ваш ребенок тоже приобретет умение радоваться жизни.

Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры.

Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.

Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением.

Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Родителям необходимо помнить - чем больше у ребенка психологических барьеров
в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность.

Исследователи считают, что потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают не ролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра.

Если использовать компьютерные игры в разумных пределах и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.


Мальцева Е.В. педагог-психолог

 

                    Школьная травля

 

 

 

Школьная травля – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

 

Выделяют различные виды травли:

 

1) вербальная (словесная) – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

 

2) социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.);

 

3) физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др.

 

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу.  Как и у любого явления, у школьной травли есть причины, и они связаны как с внешними факторами (ситуацией взаимодействия, особенностями одноклассников, поведением взрослых), так и с личностными особенностями самих детей, включенных в ситуацию школьной травли.

 

Для педагогов и родителей важнее всего понять психологические причины возникновения школьной травли.

 

На отношение ребенка к школьной травле, на его самоощущение и поступки влияет значимый взрослый. Под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и учителей,  у ребенка формируется представление о себе. Родители и дети находятся в достаточно сложных, эмоционально насыщенных отношениях: есть место похвале и порицанию, удовольствию и неудовольствию, гордости и стыду.

 

Основные жизненные позиции, возникшие в семье, определяют отношение ребенка к себе, к другим людям, а, следовательно, его поведение.

 

Первая позиция: ребенок начинает считать себя неудачником (я плохой), а других – знающими, умеющими, лидерами (ты хороший).

 

Вторая: ребенок может во всех неудачах обвинять других, а себя воспринимать героем, страдальцем (я хороший, ты плохой).

 

Третья: при наиболее тяжелой семейной ситуации взаимодействия с родителями ребенок может прийти к позиции полного отрицания (я плохой, ты плохой), не доверять ни себе, ни другим и никого не жалеть.

 

Ребенок с позицией «я плохой» все время неосознанно хочет облегчить чувство неблагополучия, а это может привести к неадекватной реакции на других детей: он может обидеть, посмеяться, толкнуть, т.е. играть роль обидчика. Эта же позиция в других ситуациях может привести к роли жертвы, когда ребенок, проявляя свое бессилие и «нехорошесть», провоцирует одноклассников на насмешки.

 

Четвертая позиция: принятие окружающего мира (я хороший, ты хороший) не развивается спонтанно, она основана на размышлении ребенка над ситуациями общения с другими людьми, на анализе своих поступков. Очень повезло детям, которым взрослые помогли проявить свою «хорошесть», создавая ситуации, где дети позитивно проявляли себя и убеждались в своей значимости, а также в значимости других.

 

Приходя в школу со своим восприятием себя и других, ребенок начинает включаться в очень значимые для него отношения – отношения с учителем, которые могут внести существенные изменения в его самовосприятие и взаимодействие со сверстниками.

 

Замечательно, если происходит встреча с учителем, обладающим позитивным взглядом на себя и на других людей (если у педагога позиция «я хороший, ты хороший»).

 

В классе у такого учителя если и случаются эпизоды школьной травли, то они остаются только эпизодами.

 

Учитель с негативным восприятием себя испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю общения с детьми как к средству психологической самозащиты.

 

Учитель с негативным восприятием других рассматривает учеников исключительно как объекты воздействия и чаще отмечает у них такие качества, как лень, недисциплинированность, неспособность и т.д., чем мечтательность, творческие способности, своеобразие познавательной сферы.

 

Нередко такие учителя ведут себя чрезмерно жестко, авторитарно, пытаясь защититься от учащихся агрессивностью. Подобный стиль поведения как раз и может спровоцировать в детском коллективе такое явление, как школьная травля. Взрослым важно помнить, что неприятные события в жизни ребенка скорее способствуют развитию враждебности и агрессивности, чем доброты и внимательности. При недостатке любви и заинтересованности к ребенку со стороны взрослых его поведение деформируется.

 

Следующая психологическая причина школьной травли: индивидуальные особенности самого ребенка. Для возникновения ситуации травли достаточно, чтобы в классе был хотя бы один человек, склонный самоутверждаться за счет унижения других. А травля – явление заразительное.

 

Причины травли могут быть связаны с особенностями межличностных отношений между детьми, и возникает травля как сведение счетов. Ребенок, играющий роль обидчика, испытывает чувство враждебности, ведет себя агрессивно. Это состояние возникает, когда на пути к желаемой цели встает препятствие.

 

В детском коллективе это могут быть ситуации, когда один ученик не дает другому списать домашнее задание, не подсказывает на контрольной работе и т.д.  В подростковой среде это может быть связано с отказом в дружеских отношениях, с отвержением девочкой знаков внимания со стороны мальчика. В этом случае можно говорить не столько о целенаправленной травле, сколько об эмоциональных отношениях, выливающихся в травлю, так как сам обидчик испытывает сильные негативные чувства к жертве: злость, обиду, зависть и т.д. Поэтому очень важно, чтобы у подрастающего человека были сформированы другие способы поведения в состоянии обиды. Это, прежде всего умение считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели.

 

Агрессивное поведение, по отношению к одноклассникам , может быть связано с социальным научением, когда дети и подростки усваивают определенные модели поведения, наблюдая их в своей среде, в телевизионных передачах. Часто агрессивное поведение становится моделью для подражания.

 

Как отдельную причину можно назвать скуку. Бездеятельность ребенка на уроке приводит к поиску острых впечатлений во время перемены,  которые часто связаны с эмоциональными реакциями обижаемых детей.

 

Важно осознавать многообразие причин школьной травли и понимать непростой характер этого явления.  Наибольшее значение для предотвращения и профилактики школьной травли, несомненно, имеют также детско-родительские отношения, а отношения между учителем и учеником.

 

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса.

 

В последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

 

Существуют определенные  психологические роли в ситуации школьной травли: преследователь (или обидчик), жертва, спасатель. Вокруг главных участников находятся дети, не включенные в ситуацию, – наблюдатели.

 

Жертва. Эта роль у ребенка может быть эпизодической, а может быть постоянной на протяжении школьного обучения. Жертвой травли может стать любой ученик. Роль жертвы может иметь определенные аспекты в своем происхождении и поведенческих особенностях: «белая ворона»; чужак; глупый; «маменькин сынок»; не такой, как все и т.п. В причинах и особенностях травли «маменькиного сынка» и «белой вороны» просматриваются существенные различия.

 

Отметим особенности детей, которые чаще других становятся жертвами школьной травли.

 

Во-первых, это школьники с неразвитыми социальными навыками. По сравнению с теми, кто умеет общаться, отстаивать свое мнение, давать отпор обидчику, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы (маменькины сынки и дочки). Обычно это ранимые, обидчивые ученики. Если такой ребенок начинает сильно реагировать (кричит, плачет, злится) на «шутки» задир, то, можно сказать, что мишень найдена. Наблюдать за ним обидчику забавно и интересно, другую жертву можно не искать.

 

Во-вторых, это дети, непохожие на других, с физическими недостатками, с яркими особенностями поведения, со своеобразными манерами и реакциями (не такой, как все).

 

Мишенью для насмешек и агрессии часто становятся учащиеся с особенностями поведения: замкнутые (интроверты и флегматики) или с импульсивным поведением.

 

Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и преследователями, а нередко становятся теми и другими одновременно.

 

Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, вес тела (полнота или худоба) и т. д.

 

Однако более важной, чем внешние особенности, является способность ребенка спокойной  реакции, встречному юмору, умению при необходимости дать отпор.

 

Третья группа риска по травле – это часто болеющие школьники. Они обычно являются изгоями класса просто потому, что мало бывают вместе с другими, остаются вечными новичками (чужаками).

 

В-четвертых, это дети и подростки с ярко выраженным собственным мнением, своими взглядами и ценностями, нонконформисты (белые вороны).

 

Обидчик. Обидчики, зачинщики травли, также имеют отличительные черты.

 

Во-первых, это дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.

 

Во-вторых, обидчиками становятся ученики, стремящиеся к лидерству, которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами: за счет учебы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллективе.

 

И, в-третьих, это дети, пришедшие из семей, где процветают идеи шовинизма, ксенофобии и снобизма.

 

Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.

 

Последствия школьной травли

 

Ситуация травли приводит к искажению формирование личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

 

Чтобы не сделать из своего ребенка ни жертву, ни обидчика, важно поддерживать у него адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок.

 

Особенно важно со стороны родителей искренне интересоваться делами своего ребенка в классе, его ролями в классных делах, отношениями с одноклассниками, учителями, более старшими и более младшими детьми.

 

Предотвращение школьной травли

 

В профилактике и предотвращении школьной травли велика роль родителей. Нужно рассматривать поведение ребенка и его одноклассников с разных позиций, обучая умению встать на место другого, почувствовать его переживания и в то же время помогая научиться регулировать свои действия, не поддаваться на провокацию, сказать «нет», если необходимо, обратиться за помощью к взрослым. Ведь очень часто наиболее страшные эпизоды школьной травли разворачиваются или в самой школе, или рядом с ней, а жертва терпит побои и унижения, стесняясь привлечь к себе внимание.

 

Для того чтобы предотвратить школьную травлю целесообразно проводить в школах:

 

• регулярные анонимные опросы школьников о существовании травли;

 

• обсуждение данной проблемы на классных, школьных и родительских собраниях;

 

• разработка самими учениками кодекса поведения;

 

• усиление внимания учителей к поведению детей на переменах и во дворе школы;

 

• обучение учителей стратегиям профилактики травли.

 

Именно учитель должен вовремя заметить травлю, разобраться в ее причинах и прекратить ее. Очень важно обращать внимание на работу, как с жертвами, так и с обидчиками.

 

Для правильной социализации ребенка,  а также для развития у детей сочувствия к другим людям в семье можно использовать средства искусства: чтение литературных произведений,  совместный просмотр фильмов с их последующим обсуждением. И тогда школьная травля не станет типичным явлением,  а агрессия не превратиться в норму поведения.

 

Пластичная психика детей, развивающееся самосознание под-ростков и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, которые сознательно или вынужденно проигрываются многими людьми на всех этапах своей жизни.


Шубина Н.Н. заведующая службой психологической помощи