г. Истра, ул. 9 Гвардейской дивизии, д. 42
тел: 8-498-72-96-999, 8-926-614-32-66

CPPISTRA@yandex.ru

Служба психологической помощи центра ТРиГО

КАКИЕ ЛЮДИ ХОДЯТ К ПСИХОЛОГУ И ЗАЧЕМ?..

В этом вопросе чудится некая опаска: а ну как ходят к психологам «слабаки всякие», которые не в силах справиться со своими тараканами сами? 
Или ходят те, у которых эти тараканы жирные и особо опасные?
Или ходят неудачники, у которых все запущено и они опять же «слабаки» с жирными тараканами? 
Или, наоборот, ходят люди, у которых все серьезно, а если меня мучает бессонница третью неделю, или с мужчиной поругалась, то что я буду приставать со всякими глупостями? 

На самом деле: 

Ходят разные люди. Уверенные и неуверенные. Интеллигенты в очках и мастера спорта по самбо. Успешные бизнес-леди и многодетные домохозяйки.

Правильнее было бы спросить, в каких ситуациях люди ходят к психологам? Ситуация, если обобщать, только одна: такие люди осознали, что у них что-то не ладится в любом сегменте своей жизни, предприняли много или несколько попыток что-то сделать, или не предприняли, потому что не знают, что именно, и решили обратиться за помощью к специалистам.

А если расписывать, то ситуаций несколько:

 
- Проблемы в личных отношениях или вообще с личной жизнью. 

- Повторение одного и того же сценария, который ведет к неудовлетворительным результатам (например, стабильно и неизбежно рушится любой деловой проект, рушится уже третий брак, стабильно "теряются" друзья или деньги). 
- Одиночество. 
- Проблемы и вопросы в отношениях с родственниками - с детьми или родителями.
- Сложные ситуации в семейной системе.
- Проблема, которую клиент определяет как хандру и «скучно мне, бессмысленно и ничего не радует».
- Состояние, которое сам клиент определяет как депрессивное, подавленное, обессиленное, или раненое, «душа болит». 
- Ситуация «потолка» в карьере - всего  достиг, надо двигаться дальше, или поиска направления, но куда - непонятно; профессиональная ориентация.
- Проблема сложного выбора между чем-то и чем-то, когда непонятно, какое решение принимать. 
- Проблемы, которые клиент определяет как «со мной что-то не то» - это что-то может быть чем угодно, от приступов внезапной ярости до панических атак или неконтролируемой слезливости.

То есть это любые ситуации, в которых вы хотите что-то изменить и не знаете, как. А иногда и не знаете, что. Психолог является тем специалистом, который диагностирует ваше состояние и помогает вам проявить запрос. Запрос - это то, что вы ответите на вопрос «Что вы хотите от нашей с вами работы?»

Варианты ответов,  как правило, начинаются со слов -  «Я хочу понять, что со мной происходит», «Я хочу понять, как изменить то или это, и понять, могу ли я вообще что-то изменить, если нет, то понять, смогу ли я изменить отношение к этому», «Я хочу научиться действовать по- другому», «Я хочу понять, что я делаю, что это приводит к таким вот результатам», «Я хочу измениться, научиться, преодолеть, справляться, относиться легче или серьезнее, перейти на другой уровень», «Я хочу понять, что я должен сделать, чтобы...», «Я хочу понять, как меня видят другие люди и в чем проблема в отношениях с ними», «Я хочу понять, куда мне двигаться дальше».

Психолог не может помочь вам выполнить запросы, которые начинаются со слов -  «Я хочу, чтобы он/она/они вел себя по-другому, любил бы меня, выбрал бы меня, вернулся бы ко мне» и т д, но может вам помочь переформулировать запрос «Я хочу понять, возможно ли мне что-то изменить в этой ситуации и если да, то что». 

Ни один профессиональный психолог не предскажет вам, сколько времени может занять терапия. Один из критериев успешности терапии - устойчивые позитивные изменения в жизни клиента, которые он сам оценивает как позитивные и как устойчивые (оба параметра важны!). Терапия также может иметь отсроченный эффект.

И напоследок, на всякий случай, знайте, что психологи сидят в своих кабинетах не страшные и не строгие. А поддерживающие и понимающие.

Поэтому первый раз обратиться не страшно в любом случае.

 



Вопросы - ответы 

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки.

 

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?

 

Ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.

 

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

 

Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?

 

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации.

 

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к школе.

 

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.

 

 

 

Социальная готовность

 

У ребёнка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.

 

Личностная готовность

 

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить  отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность.

 

Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.

 

Интеллектуальная готовность

 

Внимание:  должно вызывать тревогу если ребенок 6, а особенно 7 лет,  не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

 

Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.

 

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Начинают активно формироваться предпосылки логического мышления,

 

Воображение: становится активным – произвольным.

 

Социальная, личностная и интеллектуальная готовность представляют собой психологическую готовность к школе.

 

Рекомендации родителю.

 

- Познакомьте ребенка с его учителем заранее.

 

- Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

 

- Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.

 

- Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.

 

- Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

 

- Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.

 

В первые дни занятий.

 

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.

 

Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.